Особые приемы игры на барабанной установке и их обозначения.
Друзья продолжаем изучать нотную грамоту, эта статья будет завершающей из серии самоучителя нотной грамоты для драммеров.
Много интересной информации содержится в предыдущих статьях, ссылки на них ниже.
«Самоучитель: Основы нотной грамоты для барабанщиков»
- Основы нотной грамоты для барабанщиков. Уровень I — Для начинающих
- Основы нотной грамоты для барабанщиков. Уровень II — Азы
- Основы нотной грамоты для барабанщиков. Уровень III — Для продвинутых (Сейчас Вы ее читаете)
Эти статьи помогут Вам быстро и легко освоить нотную грамоту, в дальнейшем лишь периодически перечитывать их, чтобы освежить память.
А сегодня будем рассматривать особые приемы игры и обозначения для барабанов.
Стаккато в музыке.
Стаккато (перевод с итал. Staccato) — это акцент с глушением рукой. На нотном стане обозначается точкой расположенной над нотой или под ней (ни в коем случае не путать с точкой, расположенной справа от ноты, указывающей на добавление половины её длительности). Стаккато берет свои истоки от используемого ранее приема игры под названием: Аспирация — означающий укорочение звука на половину длительности.
Крещендо и диминуэндо в музыке.
Крещендо (перевод с итал. Crescendo) — постепенное увеличение силы звука, обозначается знаком «<»
Диминуэндо (Diminuendo) или Декрещендо (Decrescendo) — это антоним слова Крещендо, обозначает постепенное уменьшение силы звука, обозначается знаком «>».
Музыка и акценты.
Акцент — выделение громкостью. Музыкальные акценты применяются к нотам, обозначаются знаком акцента «>» (над нотой или под ней), должны звучать громче на фоне остальных нот. С применением акцентов музыка становится насыщеннее и разнообразней. Применительно к барабанам, чтобы обозначить акцент, зачастую используют тарелки.
«Мертвая» нота (нота призрак).
Уххх страшно стало? На самом деле не все так страшно, мертвые ноты (ноты призраки) — это такие же обычные ноты, но играются они гораздо тише основных. Обозначаются ноты-призраки в виде (♪) скобок возле головки ноты. Применяются как к барабанам, так и к тарелкам.
Залигованные (объединенные) ноты.
В барабанных партиях залигованные ноты встречаются довольно редко. Однако если такое случается, то играется только первая из залигованных нот.
Какая бывает динамика в музыке?
Динамика в музыке (определение) — обозначения силы звука, т.е относительную громкость исполняемых звуков.
Виды и средства обозначения музыкальной динамики:
Обозначение |
Наименование |
Уровень громкости (в фонах) |
ppp |
Piano pianissimo (Пиано пианиссимо) Самый тихий звук. |
30 |
pp |
Pianissimo (Пианиссимо) Очень тихо. |
40 |
p |
Piano (Пиано) Тихо. |
50 |
mp |
Mezzo-piano (Меццо-пиано) Умеренно тихо. |
60 |
mf |
Mezzo-forte (Меццо-форте) Умеренно громко. Если нет других обозначений динамики, то меццо-форте является громкостью по умолчанию. |
70 |
f |
Forte (Форте) Громко. |
80 |
ff |
Fortissimo (Фортиссимо) Очень громко. |
90 |
fff |
Forte fortissimo (Форте фортиссимо) Максимально возможная громкость звука. |
100 |
Иногда применяется неожиданно резкое увеличение громкости звука — Sforzando (Сфорцандо), обозначается оно как — sfz.
Кстати, три fff или ppp, это далеко не предел =) В произведениях Чайковского, Шостаковича и других композиторов, можно встретить использование ffff, fffff, и даже pppppp.
Повтор (повторение) и реприза в музыке.
Музыкальные повторы применяются для экономии бумаги и места при написании музыки. Сейчас попробуем разобраться какие существуют повторения:
Повтор в музыке — это повторение последовательности нот целого такта или двух тактов. Музыкальный повтор обозначается специальным символом — знак повтора (см. картинку ниже).
Реприза в музыке — это повторение заданной части произведения. Знак репризы бывает открывающийся и закрывающийся, обозначающие с какого места нужно начинать и заканчивать повторение (см. картинку ниже). Над закрывающимся знаком репризы ставится число, указывающее сколько раз нужно повторить указанную часть. Если число отсутствует повторение делается 1 раз по умолчанию. Если отсутствует открывающийся знак репризы, то повторение начинается с самого начала.
Группировка (вязка) нот.
Для того, чтобы удобно было считывать ноты, они группируются (некоторые называют это добавлением ребер или «ребрирование»). Правильная группировка не только облегчает чтение нот, но и позволяет с легкостью определять ритмическую структуру.
Как группируются ноты?
- Одним ребром — восьмые ноты.
- Двумя ребрами — шестнадцатые.
- Тремя ребрами — тридцать вторые.
- Четырьмя ребрами — шестьдесят четвертые.
Простые примеры группировки нот:
- В 1 такте показана группировка 1 восьмой ноты и 2 шестнадцатых нот.
- В 2 такте показана группировка 1 восьмой, 1 шестнадцатой и 1 тридцать второй ноты.
- В 3 такте показана группировка 1 восьмой, 1 шестнадцатой и 1 шестьдесят четвертой ноты.
А вот как выглядит группировка нот, на примерах посложнее:
- В 1 такте показана группировка 2 восьмых, 4 шестнадцатых и 8 тридцать вторых нот.
- В 2 такте показана группировка 1 восьмой, 2 шестнадцатых, 4 тридцать вторых и 3 шестнадцатых нот.
- В 3 такте показана группировка 4 шестнадцатых, 2 тридцать вторых, 1 восьмой, 6 шестьдесят четвертых и 3 тридцать вторых нот.
На первый взгляд, группировки нот различных длительностей выглядят очень странно и сложным для понимания. Нужно время, чтобы научиться быстро и на автомате расшифровывать группировки. Чтобы наработать восприятие нужно много практиковаться. Очень важно тренироваться играть с «листа» (табулатуры). Это как ничто иное развивает у Вас способность не только в восприятии группировок нот, но и в считывании информации с нотного листа в целом.
Обозначения RL и ПЛ.
Изучая различные рудименты (о том, что это я расскажу в будущих статьях, подписывайтесь чтобы не пропустить!), зачастую будете сталкиваться с такими обозначениями как R L, либо в русском варианте П Л.
Эти буквы ни что иное, как обозначение какой рукой (если тренируете ноги, то ногой) должна играться нота:
- R (right) или П — правая рука.
- L (left) или Л — левая рука.
На этом друзья изучение нотной грамоты заканчиваем, в ближайшее время выйдет еще несколько интересных статей, не пропустите!