mydrum.ru Ударный блог для барабанщиков

Самоучитель: Основы нотной грамоты для барабанщиков. Уровень III — Для продвинутых

Опубликовано: 21.01.2015 | Автор: Евгений Гребенюк Просмотров: 19543

Самоучитель нотной грамоты для продвинутых. Особые приемы игры на ударной установке и их обозначения
 

Особые приемы игры на барабанной установке и их обозначения.

Друзья продолжаем изучать нотную грамоту, эта статья будет завершающей из серии самоучителя нотной грамоты для драммеров.

Много интересной информации содержится в предыдущих статьях, ссылки на них ниже.

 

«Самоучитель: Основы нотной грамоты для барабанщиков»

  1. Основы нотной грамоты для барабанщиков. Уровень I — Для начинающих
  2. Основы нотной грамоты для барабанщиков. Уровень II — Азы
  3. Основы нотной грамоты для барабанщиков. Уровень III — Для продвинутых (Сейчас Вы ее читаете)

Эти статьи помогут Вам быстро и легко освоить нотную грамоту, в дальнейшем лишь периодически перечитывать их, чтобы освежить память.

А сегодня будем рассматривать особые приемы игры и обозначения для барабанов.
 

Стаккато в музыке.

Стаккато (перевод с итал. Staccato) — это акцент с глушением рукой. На нотном стане обозначается точкой расположенной над нотой или под ней (ни в коем случае не путать с точкой, расположенной справа от ноты, указывающей на добавление половины её длительности). Стаккато берет свои истоки от используемого ранее приема игры под названием: Аспирация — означающий укорочение звука на половину длительности.
 

Крещендо и диминуэндо в музыке.

Крещендо (перевод с итал. Crescendo) — постепенное увеличение силы звука, обозначается знаком «<»

Диминуэндо (Diminuendo) или Декрещендо (Decrescendo) — это антоним слова Крещендо, обозначает постепенное уменьшение силы звука, обозначается знаком «>».

 

Музыка и акценты.

Акцент — выделение громкостью. Музыкальные акценты применяются к нотам, обозначаются знаком акцента «>» (над нотой или под ней), должны звучать громче на фоне остальных нот. С применением акцентов музыка становится насыщеннее и разнообразней. Применительно к барабанам, чтобы обозначить акцент, зачастую используют тарелки.
 

«Мертвая» нота (нота призрак).

Уххх страшно стало? На самом деле не все так страшно, мертвые ноты (ноты призраки) — это такие же обычные ноты, но играются они гораздо тише основных. Обозначаются ноты-призраки в виде (♪) скобок возле головки ноты. Применяются как к барабанам, так и к тарелкам.
 

Залигованные (объединенные) ноты.

В барабанных партиях залигованные ноты встречаются довольно редко. Однако если такое случается, то играется только первая из залигованных нот.
Особые приемы игры на барабанной установке - Стаккато, крещендо, диминуэндо, акценты, мертвые и залигованные ноты в музыке
 

Какая бывает динамика в музыке?

Динамика в музыке (определение) — обозначения силы звука, т.е относительную громкость исполняемых звуков.

Виды и средства обозначения музыкальной динамики:

Обозначение

Наименование

Уровень громкости (в фонах)

ppp

Piano pianissimo (Пиано пианиссимо)
Самый тихий звук.

30

pp

Pianissimo (Пианиссимо)
Очень тихо.

40

p

Piano (Пиано)
Тихо.

50

mp

Mezzo-piano (Меццо-пиано)
Умеренно тихо.

60

mf

Mezzo-forte (Меццо-форте)
Умеренно громко. Если нет других обозначений динамики, то меццо-форте является громкостью по умолчанию.

70

f

Forte (Форте)
Громко.

80

ff

Fortissimo (Фортиссимо)
Очень громко.

90

fff

Forte fortissimo (Форте фортиссимо)
Максимально возможная громкость звука.

100

Иногда применяется неожиданно резкое увеличение громкости звука — Sforzando (Сфорцандо), обозначается оно как — sfz.

Кстати,  три fff или ppp, это далеко не предел =) В произведениях Чайковского, Шостаковича и других композиторов, можно встретить использование fffffffff, и даже pppppp.

 

Повтор (повторение) и реприза в музыке.

Музыкальные повторы применяются для экономии бумаги и места при написании музыки. Сейчас попробуем разобраться какие существуют повторения:

Повтор в музыке — это повторение последовательности нот целого такта или двух тактов. Музыкальный повтор обозначается специальным символом — знак повтора (см. картинку ниже).

Реприза в музыке — это повторение заданной части произведения. Знак репризы бывает открывающийся и закрывающийся, обозначающие с какого места нужно начинать и заканчивать повторение (см. картинку ниже). Над закрывающимся знаком репризы ставится число, указывающее сколько раз нужно повторить указанную часть. Если число отсутствует повторение делается 1 раз по умолчанию. Если отсутствует открывающийся знак репризы, то повторение  начинается с самого начала.
Особые приемы игры на ударной установке - Динамика, повтор и реприза в музыке
 

Группировка (вязка) нот.

Для того, чтобы удобно было считывать ноты, они группируются (некоторые называют это добавлением ребер или «ребрирование»). Правильная группировка не только облегчает чтение нот, но и позволяет с легкостью определять ритмическую структуру.

Как группируются ноты?

  1. Одним ребром — восьмые ноты.
  2. Двумя ребрами — шестнадцатые.
  3. Тремя ребрами — тридцать вторые.
  4. Четырьмя ребрами — шестьдесят четвертые.

Особые приемы игры на барабанах - Группировка (вязка) нот
Простые примеры группировки нот:

  • В 1 такте показана группировка 1 восьмой ноты и 2 шестнадцатых нот.
  • В 2 такте показана группировка 1 восьмой, 1 шестнадцатой и 1 тридцать второй ноты.
  • В 3 такте показана группировка 1 восьмой, 1 шестнадцатой и 1 шестьдесят четвертой ноты.

А вот как выглядит группировка нот, на примерах посложнее:
Группировка нот в музыке - Как подвязать ноты? Примеры

  • В 1 такте показана группировка 2 восьмых, 4 шестнадцатых и 8 тридцать вторых нот.
  • В 2 такте показана группировка 1 восьмой, 2 шестнадцатых, 4 тридцать вторых и 3 шестнадцатых нот.
  • В 3 такте показана группировка 4 шестнадцатых, 2 тридцать вторых, 1 восьмой, 6 шестьдесят четвертых и 3 тридцать вторых нот.

 

На первый взгляд, группировки нот различных длительностей выглядят очень странно и сложным для понимания. Нужно время, чтобы научиться быстро и на автомате расшифровывать группировки. Чтобы наработать восприятие нужно много практиковаться. Очень важно тренироваться играть с «листа» (табулатуры). Это как ничто иное развивает у Вас способность не только в восприятии группировок нот, но и в считывании информации с нотного листа в целом.
 

Обозначения RL и ПЛ.

Изучая различные рудименты (о том, что это я расскажу в будущих статьях, подписывайтесь чтобы не пропустить!), зачастую будете сталкиваться с такими обозначениями как R L, либо в русском варианте П Л.
Обозначение RL или ПЛ для рук и ног барабанщика
Эти буквы ни что иное, как обозначение какой рукой (если тренируете ноги, то ногой) должна играться нота:

  • R (right) или П — правая рука.
  • L (left) или Л — левая рука.

 
 
На этом друзья изучение нотной грамоты заканчиваем, в ближайшее время выйдет еще несколько интересных статей, не пропустите!

Получай первым новые статьи!

Комментариев к записи: 2

  1. Chupacabra:

    Ощущение, что название статьи не совсем подходит к её содержимому. И если уж расказывать, то подробнее и обо всех элементах относящихся к нотной грамоте, и соответствеено языком понятным новичку.

    • Евгений Гребенюк:

      Здравствуйте! Название на мой взгляд вполне соответствует содержимому: 3 уровень для продвинутых. А Вы читали 1, 2 уровни самоучителя, где все ооооочень подробно описано со всеми деталями? У меня возникло ощущение что нет! Ссылки на них находятся в самом начале статьи.

      Ведь для этого я и разделил самоучитель на уровни, чтобы можно было все постепенно изучать и осваивать.

Что Вы думаете об этой статье?

Оставить комментарий

Присоединяйся:
Получай первым новые статьи!